Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли. / Практика

Неразрешимых проблем нет


Александр Друзь
Магистр игры «Что? Где? Когда?», четырёхкратный обладатель приза «Хрустальная Сова»
drouz@atlant.ru
Версия для печати
Послать по почте

Можно найти решение любой проблемы. Либо правильное, либо — удобоваримое Вот уже тридцатый год на телеэкраны выходит игра «Что? Где? Когда?» За это время некоторые игроки добились успеха в других интеллектуальных сферах, стали известными учёными, толковыми журналистами, заметными политиками и даже мэрами городов. Какова же роль их игровой практики в этих достижениях? Вообще, изменила ли их как-нибудь игра? С этими вопросами мы обратились к самому «старому» из знатоков, многократному рекордсмену игры Александру Друзю.

— Является ли, по-вашему, игра «Что? Где? Когда?» формой интеллектуальной мобилизации?

— Как я понимаю, она не является формой интеллектуальной мобилизации. Она включает в себя интеллектуальную мобилизацию. Без собирания всего себя в кулак — как интеллектуально, так и физически — игрок вряд ли добьётся в игре хороших результатов.

— Существуют ли какие-либо ноу-хау, секреты — как лучше интеллектуально мобилизоваться? Некоторые утверждают, что им помогает алкоголь, некоторые — что в последние часы перед игрой им необходима игровая разминка...

— Скорее в последние минуты... «Что? Где? Когда?» — это, по большому счёту, интеллектуальный спорт. И здесь, как и в любом виде спорта, все рецепты сугубо индивидуальны. Кто-то использует в том числе и названные вами способы мобилизации. Кто-то старается поднять настроение и улучшить, как ему кажется, свои способности за счёт алкоголя, например с помощью бокала шампанского. Я несколько лет вместе с коллегами по команде использовал этот приём. Но впоследствии от него отказался: шампанское действует кратковременно. Быстро наступает спад, который следовало бы компенсировать ещё одним бокалом, но его в игровом зале, а тем более за игровым столом, нет. Поэтому лично я предпочитаю другие способы...

Некоторым игрокам требуется «разогрев», и за несколько минут до начала игры они разминаются вопросами.

Есть другая категория — это люди, которые очень быстро «сгорают», и даже небольшое количество вопросов перед стартом сказывается на их игре. Они уже настроены, они уже готовы, ждут игры и не хотят отвлекаться на вопросы, которые могут сбить их с толку. Всё это сугубо индивидуально. Кому-то помогает кофе...

Что касается меня, то мне очень помогает финская баня за несколько часов до игры. Именно финская, потому что русская расслабляет, а финская мобилизует.

Кроме того, есть определённый настрой, в котором лучше играть. Войти в это состояние помогают различные не слишком сложные способы. Подумать о чём-нибудь хорошем... Песню спеть (но песня должна быть соответствующая) и так далее.

— Есть обоснованное мнение, что в игре «Что? Где? Когда?» не происходит решения проблем, что решается в ней нечто на порядок более простое...

— Наверное, это так. Но если различать проблемы и, например, задачи, то следует также говорить о тактике и о стратегии... В этом плане в каждом конкретном раунде действительно происходит не более чем решение задач.

Но перед командой может стоять и более сложная проблема, например выход в финал в серии игр. Или победа в длительном турнире, который зрители не видят по телевизору. В таких случаях вступает в роль стратегия, позволяющая добиваться желанной победы. Если, конечно, она правильно разработана.

— Интеллектуальная мобилизация имеет свойство сообщать мобилизующимся субъектам некие новые качества. А у игрока в «Что? Где? Когда?» возникают новые качества в ходе игры?

— Безусловно, если только мы говорим не об одной-единственной игре. За один раз новых свойств не приобретёшь. Но поскольку я работаю (в тренингах в рамках питерского клуба «Что? Где? Когда?») с подростками и молодыми людьми, то прекрасно вижу, как меняются их человеческие свойства. Если не на глазах, то в течение определённого промежутка времени, пока они играют в интеллектуальные игры (включая «Брейн-ринг», дочернюю игру по отношению к «Что? Где? Когда?», которую в настоящее время, к сожалению, не показывают по телевидению, хотя в неё по-прежнему активно играют в клубах в разных странах и городах).

Игра не терпит над собой насилия. Если ты будешь очень сильно рваться, она сделает так, чтобы ты не смог достичь цели

Так вот, интеллектуальные игры при нормальной дозировке позволяют молодым людям обретать новые свойства. Я утверждаю это ответственно. Изменяются качества личности, причём не только интеллектуальные.

— Каким образом?

— Например, юноша, который был интеллектуально не слишком развит, по совету друзей начал играть, и понял: чтобы побеждать в игре, нужно повышать свой уровень, развиваться. Увлёкся. Начал не только учиться с новой энергией и читать много сверх школьной программы, но и искать новые для себя возможности развития.

У него изменился взгляд на жизнь, изменилось мировоззрение. И в результате из когда-то рядового троечника, которому всё было пофиг, он превратился в динамичного, ищущего, преуспевающего молодого бизнесмена, подающего большие надежды относительно своего будущего.

Я убеждён, что интеллектуальные игры очень полезны для формирования молодых людей — школьников, студентов. Они действительно приобретают новые качества, и, на мой взгляд, положительные. Кстати, как честный экспериментатор, я не мог не поставить эксперимент на собственных детях — в юном возрасте ввёл их в пространство игры.

— Вы довольны результатом?

— Да, результатом я доволен. Дети получились хорошие[1].

— А лично вам, что дала игра, кроме, как я понимаю, большого удовольствия от процесса интеллектуального поиска?

— Я, например, пришёл к пониманию, что если обдумывать проблему даже на первый взгляд неразрешимую, то в конечном счете найдёшь её решение. В лучшем случае — правильное, в худшем случае — удобоваримое. Я понял это и научился искать. Ещё игра приучила меня принимать решения быстро.

— А в человеческом плане?

— Она помогла мне выработать спортивные качества. Развить чувство взаимовыручки, партнёрства с товарищами по команде, готовность и способность бороться до последнего. А также чувство ответственности за то, что ты предлагаешь товарищам. Общечеловеческие полезные вещи. Конечно, когда я начинал играть 24 года назад, я был уже вполне самостоятельный и многое понимающий человек. Но какие-то из только что упомянутых качеств ещё были в зачатке, каких-то вообще не было, но все они с тех пор развились. Впрочем, быть может, о каких-то своих качествах я не знал, и игра раскрыла их во мне.

После нескольких первых игр я уже понимал, что даёт эта игра и что из-за неё можно потерять. В частности, программа «Что? Где? Когда?» — это своеобразный «рентген», она очень хорошо высвечивает, что каждый игрок собой представляет — и как игрок, и как человек. И, как правило, любые попытки замаскировать свои качества, которые он не хочет показывать на людях, заканчиваются неудачей.

Другое дело, что не все могут это видеть. Но если тщательно просматривать запись игры, то можно обращать внимание и на мелочи, а не только на то, кто выиграл конкретный вопрос или тем более кто выиграл конкретную игру.

— То есть игра придаёт новые качества не только игрокам, но и их коллективу в целом?

— Безусловно. Если, конечно, существует такой коллектив. Потому что не всегда удаётся играть в том коллективе, который сложился. Иногда игроки меняются произвольно.

— Известно, что редакторы часто насильственным образом переформировывают команду из соображений телешоу.

— Это так. Хотя старые опытные игроки уже иногда могут себе позволить выбирать, в каком составе они будут играть. И высказывать пожелания, которые редакторы часто учитывают.

Когда-то мы играли устоявшимися командами, затем стали играть случайными составами. И, к слову о новых качествах, это изменение стало для многих своего рода экзаменом на зрелость, гибкость и толерантность. Могут ли они мобильно перестраивать себя, приспосабливаясь к случайным партнёрам? Ведь надо добиться результата, а при этом человек, с которым играешь, может быть тебе несимпатичен — играть в другом стиле, нежели ты; могут быть другие несоответствия или несогласованности. Но надо выполнить поставленную перед командой задачу, то есть выиграть. И адаптация к партнёрам (желательно взаимная адаптация) — одна из способностей, которые приобретаются в игре «Что? Где? Когда?». В частности, она была приобретена мной.

— Каково, на ваш взгляд, значение денег, которые сменили в своё время книги в качестве призов за выигрыш, а сейчас снова исчезли в качестве стимула, поскольку при победе в отдельных вопросах выигрыш получают только зрители?

— Выигрывают только зрители, это правда. Но игроки продолжают играть. Потому что для настоящих игроков «Что? Где? Когда?» всегда было всё равно — играть на книги или на деньги. Им доставляет удовольствие сам процесс игры. Призы в виде книг были вынужденной мерой в советское время, потому что «книга — лучший подарок», и хорошую книгу было не достать!

Честный экспериментатор не может не поставить эксперимент на собственных детях

Потом пришли, слава Богу, времена, когда любую книгу, имея деньги, можно было пойти и купить. И не только книгу. Тогда в игре появились деньги. Они, как известно, очень удобный всеобщий эквивалент. Вот ты выиграл тысячу рублей, а я выиграл пятьсот — стало быть, я сыграл в два раза хуже тебя! Но если деньги заменят на ракушки, которые ничего не стоят, то всё равно игроки будут играть. Мой опыт таков, что деньги — это, конечно, очень здорово, но без денег люди играют всё равно. Сейчас только к «Хрустальной сове» — призу достаточно престижному (потому что большинство игроков «Хрустальную сову» никогда не получат), прилагается некоторая сумма — триста тысяч рублей. Сумма, как правило, делится между игроками выигравшей команды.

— Может быть, наш отечественный менталитет отчасти сохранил с эпохи Красного проекта индифферентность к материальному вознаграждению?..

— Я пробовал играть с очень разными людьми, в том числе с иностранцами.

В частности, с французскими студентами и профессорами. Им очень понравилось, и тем и другим. Они вошли во вкус, в азарт, несмотря на то, что игра была товарищеская, без денег. Просили продолжать. И если студенты, как правило, люди небогатые и теоретически весьма заинтересованные в денежном выигрыше, то французским профессорам — удивительно! — ничего не надо. Их вдохновили сами ощущения, которые даёт игра. Хотя наверняка найдётся немало людей, для которых главным будет денежный выигрыш.

— Выиграют ли они — другой вопрос...

— Кто знает? Разные ведь люди бывают. Да и вопросы бывают разные...

— А важен ли, по вашим наблюдениям, фактор денег для нового поколения игроков?

— В общем, нет. Для них зачастую более важен фактор победного результата. Им нужно выиграть во что бы то ни стало. Но это не те молодые люди, с которыми я работаю, которых тренирую. Своим молодым игрокам я объясняю, что есть такое понятие, как Игра с большой буквы. И она не терпит над собой насилия. Если ты будешь очень рваться, то Игра сделает так, чтобы ты не смог достичь своей цели.

Победы должны прийти с опытом, с настойчивостью, с многократным повторением... И желательно при этом сохранить свои человеческие качества, остаться самим собой.

Беседовал Игорь Сид

 


Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» — не просто одна из старейших передач на российском телевидении (в 2005 году будет отмечаться 30-летний юбилей). Это, безусловно, самый инновационный проект в истории отечественного телевидения. В советские годы это была первая передача, вышедшая в прямом эфире. Это была первая телепередача, где появилась коммерческая реклама (Ждановского металлургического завода).

Впервые в мире в 1986 году в программе «Что? Где? Когда?» использовалось определение рейтинга передачи по изменению напряжения во всесоюзной электросети. И так далее... Интересно, что покойный создатель и руководитель передачи Владимир Ворошилов (1930–2001) использовал беспрецедентные и остроумные рекламные ходы ещё в конце 60-х в телепередаче «Чайный аукцион»: объявлялось, что в одной из банок с кальмарами, лежащих невостребованными в магазинах по всему Советскому Союзу, спрятано золотое кольцо, и кальмары были сметены покупателями в течение дня.

Чемпион мира по игре «Что? Где? Когда?» 2004 года Ровшан Аскеров заявляет, что уже давно к любой сложной жизненной или рабочей ситуации (он обозреватель газеты «Спорт-Экспресс») старается подходить как к раунду в игре. Это помогает ему быстро структуризировать проблему и максимально динамично пошагово её решать. По словам одного из старейших и авторитетнейших членов элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Александра Рубина, его близкие до сих пор удивляются, как он со словарным запасом всего в несколько десятков английских слов может свободно общаться с любым иностранцем. По его убеждению, умение максимально эффективно использовать неполную информацию или недостаточные знания, и есть то главное, что дала ему многолетняя практика игры «Что? Где? Когда?».

Однако, как считает Александр Рубин, особые эвристические способности и навыки игроков как таковые за более чем четверть века игры не были востребованы вне самой игры ни одной серьёзной бизнес - компанией. Опыт «Что? Где? Когда?», по его мнению, никогда не был актуализирован вне игры ни как система обучения или тренингов, ни как система поиска решения при недостатке информации, ни вообще как система эффективного достижения цели.



[1] Обе дочери Александра Друзя, Инна и Марина, являются лауреатами «Хрустальной Совы» — одного их главных призов клуба «Что? Где? Когда?».


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли.
Тема номера
Стратегический прорыв: ожидание или подготовка?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Тосты от редакции
Редакция «Со-общения»
Всеобщая мобилизация комментаторов. Первый подход к снаряду
Ширхан Павлов
Аналитическое послесловие к трагедии в Беслане
Сергей Переслегин
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Сообщения
Baltic pr weekend. Теперь суббота начинается в четверг
Стипендии имени великого консультанта вручили его российские наследники
Xerox: лаконизм логотипа обеспечен усилением бренда
Стабилизаторам служить вечно? В Питере поставят надгробный памятник холодной войне
Студенты всё ещё рвутся пиарить
Актуальный сюжет
Мобилизация или что?
Алексей Цветков
Стабильность или как?
Владимир Жарихин
Практика
Экспертному сообществу предъявлен счёт. Гамбургский
Интеллектуальная Россия
Строители града будущего
Борис Межуев
Троянский конь с искусственным интеллектом
Георгий Афанасьев
Система эксперт – машина
Ульви Касимов
Think tank — интерфейс между властью и академией
Сергей Градировский
Скажите, а здесь проектируют будущее?
Юрий Перелыгин
Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие
Редакция «Со-общения»
Yorgi s urgiv meargi
Ирина Шиманская
Йохан Xёйзинга. Человек играющий
Карнавал, Маскарад, Кавардак
Неразрешимых проблем нет
Александр Друзь
Оперативный простор
Гуманитарные технологии эпохи возрождения
Алексей Ширшов
Вполне себе выносимая неопределённость мира
Виктор Осипов
Отчимы и мачехи Григория Мелехова
Анна Бражкина
Когда начнется муйня
Олег Дивов
Учитесь социальной ответственности
Эдуард Михневский
Разумное, доброе, вечное
Кондратий Рылеев
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.