Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал / Практика

Разумные пахари мифопоэтических нив


Консалтинг не роскошь, а средство продвижения в будущее

Владимир Ешкилев
исполнительный директор компании «Консалтинг LTD» (г. Львов)
yeshkilev@yahoo.com
Версия для печати
Послать по почте

Предстоящие осенью выборы президента Украины становятся уже сегодня предметом живого обсуждения как в Украине, так и в России. Думается, диалог профессионалов наших стран будет полезен, важен и своевременнен. О настоящем и будущем консалтингового сообщества Украины размышляет один из его активных представителей.

СТРЕЛЬБА ПО МАКЕТАМ

- Насколько развита структура политического консалтинга в Украине, сложилась ли система тарифов на услуги в этой сфере? Насколько эти услуги эффективны и профессиональны?

- Структура этого бизнеса в Украине весьма аморфна. В нем действуют как «продвинутые» агентства и фирмы, имеющие опыт, имя и средства, так и всевозможные дилетантские сообщества журналистов, «кафедральных» политологов и просто проходимцев, формирующих предвыборные «штабы» и «группы поддержки». Все они дублируют друг друга и создают «эффект мерцания», мешающий составлению четкой схемы. Но некоторые закономерности всё же прослеживаются.

Консалтинг и «высокого», и «низкого» уровня сконцентрирован в крупных городах — Киеве, Львове, Харькове. В провинции формируется еще один уровень — «местный». Это как в кинематографе, который, как известно, бывает хорошим, плохим и индийским. Занятно, что ряд столичных (по месту обитания) структур предпочитают дешевых дилетантов профессионалам. И не всегда из-за безденежья, а из любви к индийской мелодраме.

- Это у вас раздражение от избытка конкурентов, сбивающих цены?

- Не совсем, борее от неразборчивости заказчиков. Некоторые политики стараются экономить на высокооплачиваемых политологах и технологах, но выбрасывают фантастические суммы на бессмысленные «массовки», улично-митин-говые перформансы. «Фронтальные» акции у нас очень любят, хотя в Украине нет ни опыта технологически подготовленных «массовок», ни примеров их успешного применения (вспомним провал акции «Украина без Кучмы!» в 2000-2001 годах). Тем не менее заказчики считают их чуть ли не ultima linea политической борьбы. Они же, как правило, превращаются в ultima lapis (надгробный камень) серьезных разработок.

Это видят все, но вновь наступают на грабли. Скажем, оппозиционный блок «Наша Украина», возглавляемый Виктором Ющенко, в январе-феврале 2004 года провел всеукраинский сбор подписей против выдвижения Леонида Кучмы на третий президентский срок. Были собраны сотни тысяч подписей, работали (не бесплатно, разумеется) тысячи активистов, а после Кучма подтвердил свое заявление, что баллотироваться на выборах 31 октября не собирается. Серьезные аналитики в оппозиционной среде предполагали именно такое развитие ситуации, но их мнение проигнорировали и провели очередную «стрельбу по макетам».

Конечно, теперь ответственные заявляют: «Кучма нас испугался!» Такое индийское кино. Думаю, не выдам государственной тайны, если скажу: почти все крупные украинские политики весьма провинциальны. Особенно это касается стиля и общих форматов интеллектуальности.

РАБОТА ВМЕСТО РАЗРАБОТОК

Что же касается тарифов в сфере по-литконсалтинга, то они различаются в зависимости от региона и весьма ситуативны. Скажу больше: они даже более ситуативные, нежели разные. Я не вполне владею текущей ситуацией по Киеву, но, по слухам, «доморощенный» консультант в столице, работающий на профессиональной (офисной) основе в партийных структурах, получает от 1000 до 2000 долларов в месяц. Украинские политконсультанты тотально предпочитают помесячную оплату гонорарам за конкретные разработки. Это, кстати, тоже говорит о неразвитости, «совковости» структуры, сориентированной на абстрактную «работу», а не на консалтинговый продукт и политический результат. В провинции заработки скромнее — от 350 до 800 долларов. Впрочем, структуры, имеющие зарубежную «подпитку», могут позволить себе быть «как в Киеве». Но их немного.

Если предвыборная кампания мэра областного центра с населением в четверть миллиона стоит от 250 до 400 тысяч долларов, то на весь брендовый пакет уходит до тридцати процентов суммы. Из нее консультантам перепадает меньше половины. Легко подсчитать, сколько выходит.

- Негусто…

- Иногда дополнительный расчет производится обещанием должности или денежного гранта «после победы». Последнее и привлекает проходимцев и журналистов-неудачников, которые, прочитав полторы книги Георгия Почепцова и два романа Виктора Пелевина, резво позиционируются в роли «политтехнологов». Таких в Украине множество на любой вкус. Они готовы имитировать бурную деятельность за копейки, иногда за 150 зеленых в месяц, и, естественно, сбивают цены. Порой заказчики, особенно в Западной Украине, путают PR (и политконсалтинг вообще) с социологическими исследованиями. Поэтому в предвыборных штабах тусуется немало социологов с учеными степенями и опытом лекционной работы. А когда доходит до дела, они оказываются беспомощными и способными в лучшем случае отслеживать ситуацию и надувать щеки в телеинтервью.

Еще один вид «штабных динозавров» — это чиновники б/у, якобы умеющие «решать вопросы» на высоких уровнях. На поверку всё оказывается «понтами». Но в Украине вера во всемогущество «административного ресурса» очень сильна — власть рассматривается не как конвенциональное поле, а как мистический универсум, тайное общество полубогов, «перетирающих непонятки» в небесных саунах в обществе фотомоделей и массажисток. Это тоже провинциальный синдром. Поэтому консультантов некоторые «конкретные» политики рассматривают как недорогое и «прикольное» приложение к «решающим вопросы» дядям.

Очень немногие приглашают иностранных специалистов (в основном в Киев и в основном из России). Им платят весьма приличные по здешним меркам деньги. Порой даже больше, чем те заслуживают. Думаю, явление это — временное. У нас своя молодежь подрастает, и очень талантливая.

ЭНТУЗИАЗМ МАСС

Развитие политконсалтинга в Украине тормозится отсутствием «губернских» выборов. Председатели обл- и райгосадми-нистраций назначаются Киевом. Отмена мажоритарной составляющей в законе о парламентских выборах также сильно сужает поле деятельности в этой сфере. Зато появляется всё больше заказов от политиков из местного и городского самоуправления. Им тесно и неуютно в ситуации «дикого брендинга», когда на одних и тех же заезженных лозунгах топчется весь политбомонд Мухосранска. Они хотят быть оригинальными и узнаваемыми не только по перхоти на пиджаках. Это позволяет создавать более или менее стабильно работающие агентства.

В Западной Украине последние полтора года чувствуется сильное (иногда с элементами легкой лихорадки) оживление того, что можно определить как «политическую самодеятельность народных масс». Появляется немало людей, стремящихся в политику (в том числе на местном, областном, региональном уровнях). Активизируются политклубы, предпринимательские ассоциации, молодежные группы. Они сужают поле административ-ч ного ресурса и затрудняют фальсифика-ции. В этом чувствуется приближение к границам Галиции Евросоюза, проявляющего пристальный интерес к будущему «ближнему зарубежью» и готового помогать формированию здесь многополярной общественной среды с преобладанием либеральной составляющей.

- Европа ориентируется на определенную политическую силу?

- Европа хочет определенного уровня грамотности и цивилизованности в политике. И коллеги дают нам понять, что считают одним из главных условий цивилизованности наличие развитой системы политического консультирования. По их мнению, публичная политика должна иметь мобильную «подкладку» из консалтинговых структур. Это верно, даже исходя из аксиом конфликтологии. Двум консультантам из соперничающих команд договориться бывает проще, чем их «публичным» патронам. Был бы в Украине развитый политконсалтинг, мы бы, возможно, избежали многих потрясений.

- Например?

- Скажем, отставки правительства Виктора Ющенко в мае 2001-го и длительного экономического «зависания» при правительстве Анатолия Кинаха. «Донецкая» группа Виктора Януковича могла стать «наследницей» правительства Ющенко безболезненно, на уровне предвыборных договоренностей. Для реализации этой схемы не хватило именно консультационного ресурса. А ведь этот ресурс не роскошь, а средство продвижения в будущее.

Понимание этих вещей постепенно приходит и в Украину. Уходят в прошлое митинговые трибуны. Но и до эпохи прагматизма еще далеко. Впрочем, есть надеж-ч да, что войны «бандитов с харизматами» в Украине станут историей уже в этом десятилетии. Ведь ни тем, ни другим политические консультанты не нужны. Им нужны бойцы. В украинской политике слишком много бойцов и сильно пахнет потом. Потому и программы наши «политбрен-ды» друг у друга списывают. Чтобы не напрягать бойцовские головы. И все читают одну газету — «Зеркало недели». Потому что других всеукраинских газет с нормальным уровнем аналитики нет. А «боевых листков» — сотни.

- А в Западной Украине?

- И тут в «судейской яме» всего две газеты: «Поступ» и «Львовская газета». Остальные на ринге. И нет фигур с общенациональным авторитетом.

- Какие западные школы консалтинга популярны у политконсультантов в Украине?

- Эти подходы трудноприменимы в реалиях Украины. Если общая теория политического позиционирования еще работает, то практические приемы мы разрабатываем сами, исходя из ситуации и особенностей местного менталитета и поли-тикума.

ДРУГАЯ ВЕРТИКАЛЬ

- А российский опыт?

- Не очень эффективны применительно к Западной Украине и российские разработки. Для нас они «жестковаты», с «бригадным» привкусом, отпугивающим избирателей. Жесткие PR-схемы, схожие с российскими. применялись, в частности, в Ивано-Франковской области в 2002 году, после резонансного убийства кандидата в депутаты Верховной Рады Николая Шкрибляка. Результата они не дали. В Западной Украине очень специфический электорат и своеобразное поле политре-сурса. Это особенно чувствуется в области политического маркетинга/брендинга. Электорат находится под влиянием крестьянских стереотипов и мифов. Политическая соревновательность непременно означивается историческими символами. У нас история — мощнейший ресурс политического позиционирования, брендо-вый джокер. Каждая политическая сила имеет свою, тщательно выстроенную и лелеемую, мифоисторическую вертикаль. Вокруг нее и выстраиваются напряженности идеологических пасьянсов.

Галицкие автономисты, например, обращены к образу незабвенной «Матки Австрии». Националисты строят брендинг на символизме Украинской повстанческой армии 40-50-х годов ХХ века. «Партия власти» апеллирует к стереотипам земельного собственничества и чинопочитания, бытующим со времен боярской Червонной Руси.

Политика в среде «западенцев» близка к особой «метафизике власти» и очень литературоцентрична. Плюс влияние церковной ритуалистики, переплетенное с языческими культами. В такой среде прагматические, дайджестовые техники западного PR «провисают» или дают обратный эффект. Еще два года назад я сделал для одной из политических партий, созданной на Востоке Украины и начинавшей «осваивать» Галичину, памятную записку, где описал западноукраин-ский феномен «политического язычества». Сперва тамошние «штабные» консультанты, привыкшие к пролетарской безыскусности, отнеслись к моей феноменологии скептически. А теперь используют ее в предвыборных разработках.

- Можете ли рассказать поподробнее?

- Мышление крестьян и вчерашних крестьян, едва закрепившихся в городе, мало связано с мотивациями профессиональной среды. Оно мифопоэтично, образно. Колоссальное значение в политтехноло-гической символике, ориентированной на эту часть электората, имеет приоритет родового начала. И потому разработки, эксплуатирующие комплекс «родыннос-ти» (семейственности, клановости, культа семейного очага), очень эффективны.

«Западенский» формат политики вообще тяготеет к позитивному восприятию «своего», родового, племенного. Политик, играющий на этом поле, не должен носить очки и выговаривать слово «им-плементация». Иначе он обречtн. А вот вмонтированные в политический язык поэтические слоганы действуют безотказно. Ведь украинцы вообще неизбывно поэтическая нация. Мне это понятно — я сам метафизик и литератор и долго вращался в среде, где возникают мифы и тексты — носители этих мифов. Поэтому в разработанных мною лозунгах использовались словосочетания из стихотворений Ивана Франко, Тараса Мельничука… Последний стал «соавтором» слогана для местного депутата-мажоритарщика: «Разумный сын разумной земли!» (по-русски звучит туповато, а в украинском варианте — мягко и обволакивающе, как песни Софии Рота-ру). Депутат прошел в Верховную Раду с заметным отрывом от соперников, использовавших слоганы «Хороший отец, рачительный хозяин» и т. п. То есть консультанту здесь важно быть еще и артистичным политфилологом, готовым идти навстречу парадоксальным требованиям избирателей.

ГАЛИЦИЙСКОЕ БАРОККО

- В чем же эта парадоксальность?

- Например, электоратом не приветствуется «ясность». Если для американских разработчиков слоганов необходимость ясности мессиджа очевидна, то в среде мифопоэтического «политязычества» более убедительны красивые (сентиментальные, ироничные) двусмысленности, намеки, недомолвки... В сознании избирателя-полукрестьянина они сходят за «сермяжную правду», имитируют искомую «мистику искренности». Такое вот «вечное барокко» в менталитете. И не дай Бог не учесть при создании бренда «народнопоэтические» архетипы! Года три назад кто-то разработал слоган, предназначавшийся для патриотического позиционирования клиента, где ключевым словом было «панукраинство» (может, вспомнил, бедолага, соловьевское: «Панмонголизм — хоть имя дико...»). На Западной Украине это бы «проканало». Там слово «пан» не содержит негативных коннотаций. Но на востоке со времен Шевченко и Кулиша в мифопоэтическое сознание оно вмонтировано в значениях «враг», «эксплуататор». Вышло, что политик, заявивший «Я — панукраинец!», выглядит на Полтавщи-не или Сумщине лиходейным «паном над украинцами». Такой вот ляп.

- Насколько в украинской мове разработана профессиональная лексика политических консультантов?

- Я плохо знаком со сленгом российских пиарщиков. Возможно, то, что мы считаем «нашим», — это лишь калька с русского? Формированию украиноязычной специфической лексики мешает прежде всего то, что во главе большинства предвыборных штабов стоят бывшие цеков-ские и обкомовские бонзы, новой лексики на дух не принимающие. Им лучше предлагать аналитички и бренд-пакеты, где господствует «гебистская» лексика: «комбинация», «разработка», «информационное сопровождение объекта». Это им душу греет и на ум легко ложится. А мы, консультанты, должны учитывать специфику заказчиков.

Беседовал Игорь Сид


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал
Концепт
Большой труд - управление выбором
Дмитрий Петров
Предназаначение консалтинга
Редакция «Со-Общения»
Консалтинг In Natura
Виктор Осипов
Древняя Греция и гуманитарные технологии
Алексей Ширшов
Есть такая миссия - советы давать
Руфина Копылова
Метафизика службы
Илья Бражников
Самый успешный советник
Антонина Воронкова
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Консультанты бывают разные
Хочешь быть консультантом? Будь им!
Грант Барсегян
Разумные пахари мифопоэтических нив
Владимир Ешкилев
Деловой разговор - 3
Вадим Логинов
ОSMыSливая президентские выборы
Максим Каневский
Оперативный простор
Повесть о правостоящем человеке
Валерий Хилтунен
Искушение политикой
Павел Гельман
Этюда о позиционировании
Сергей Пашутин
Новый красный проект
Олег Иванов
Антология психо-делических самокруток
Катерина Медведева
Апология непримиримости
Андрей Метельский
Ре-конструкция по Датски
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.