Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Самая детальная информация противопожарные шторы тут.



soob.ru / Архив журналов / 2004 / Новый класс: лед тронулся / Концепт

В мире без утопий и антиутопий


Ценен тот проект, который не может быть завершен

Валерий Подорога
Философ
vpodoroga@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

В то время как «философия грозится умереть», а место философов занимают «медийные деятели», все острее становится потребность в «проектных людях». Но тем из них, кто творит «проект как будущее, осуществляемое здесь и сейчас», противостоят те, чей проект - бизнес ради бизнеса. Такова ситуация. Но так ли она драматична ?

- Прежде чем задать вопрос о философии, о новом классе и о языках, процитирую Рене Генона: «Философия… этимологически не означает ничего другого, как «любовь к мудрости»… это всего лишь предварительная и подготовительная стадия, продвижение к мудрости, степень, соответствующая состоянию более низкому, чем последняя»…

- Сегодня философия развивается ближе к нефилософским основаниям… Бесспорно, она тоже обновляется, что-то с ней происходит, как и со всеми видами мыслительной деятельности человека. Эта ситуация по-своему драматична. Можно задавать вопрос вообще о существовании философии, о возможности инновирования и порождения новых дискурсов. Есть и другой основательный вопрос: а нужна ли философия?

Возьмем математику или историю. Сложно представить себе сегодня новую книгу на тему: что такое математика? Что такое история? Так вопрос не стоит. На тему же, что такое философия, созданы и создаются тысячи книг. То есть философия как бы все время пытается объяснять, оправдывать свое существование. Она так и осталась странным изобретением человеческого ума - не то наукой, не то искусством, сохраняясь между ними в мерцающем виде. В виде вопроса.

Новейшая философия переживает, пожалуй, этап неопределенности и становления заново, направленность внутри которого определяется не школами, не тематикой, не течениями, а личностями авторов. В этом плане я сравнил бы современную философию со сновидением. Ведь каждому снятся только его собственные сны. То есть мы видим, возможно, не саму современную философию, а сон о ней.

- Можно ли тогда говорить о некоем аутизме современной философии?

- Философия осуществляет желание целого, стремится сохранять гештальт-ную целостность мира. Другое дело, что, может быть, потребность в этом целом сейчас ослаблена.

Целостность потеряла ту ценность, которую имела на протяжении XIX или XX века. Не то чтобы она пропала вообще. Но к этому целому мира лишилась доступа философия! Им начали управлять политики и журналисты. Как много было в 20-е годы XX века выдающихся мыслителей! Сегодня же - пустыня. Особенно на Западе. Произошло смещение общественного внимания в сторону масс-медийных деятелей: философов, относящихся к медиакультуре, которых можно назвать философскими журналистами, а также авторов, которых правильно было бы назвать журналистами и которые пробуют, и успешно, строить некие гештальты.

Тот же Жижек - медийный автор, мгновенно реагирующий на актуальные политические события.

Или возьмем Бодрийяра, перепутанность его идей и эмоций... Ведь сегодня он не всегда помнит, что говорил вчера.

А феномен Фукуямы? Каковы механизмы создания этого мифа? Никому не известный молодой человек может что-то объявить - и весь мир его слушает. Как он выплыл? Благодаря японской фамилии?..

И тот же Бжезинский, строящий общеполитическую философию мира. Мировую стратегию… Я - не против! Я только удивляюсь: почему это рассматривается как новая философия?

Система массовой коммуникации напоминает бедствие! Когда один образ или фигура, подобно Фукуяме, становится доминирующей. Подвергается всеобщей рассылке… Это абсолютно новая ситуация, когда нет философов, а есть работники масс-медиа.

Она говорит об утрате чувство целого.

Интерес к целому утрачен в мире вообще. И это тесно связано с исчезновением интереса к будущему. Вспомним изречение: «Будущее никогда не придет…» Сегодня вы не найдете ни утопий, ни антиутопий. Механизм будущего стал скрытым, латентным.

Если же вернуться к цитате из Генона, то, вероятно, здесь нет смысла спорить - он прав: мудрость, к которой стремится философия, находится выше философии. Сократа, действительно, трудно сравнивать с Христом.

Философия грозится умереть (и, быть может, ей надо дать умереть). А гено-новская мудрость процветает, и это анекдот. Спросить бы Генона: а кто самый мудрый из мудрецов? Раввин? Священник? Где, в какой области он подвизается? Или он просто мудрец? У мудреца ведь есть какая-то социальная маска…

Например поэт. Подлинная мудрость связана с поэтическим даром. Величайший мудрец - это поэт, ибо он описывает ситуации, связанные с абсолютной имманентностью к бытию. Он - любимец языка. Можно сказать, что мудрость прислушивается к человеческому языку, живет языком. А философия ведет с ним борьбу, всегда переосмысливает его. Борьба с языком - одна из основных задач философии. Она борется за мысль против языка, ибо язык искажает мысль.

Вряд ли это вам понравится, но мне кажется, что образ Усамы бен Ладена и есть образ настоящего мудреца! Нынешние мудрецы бросаются бомбами и посылают на смерть своих детей. Пытаются своей мудростью остановить этот бешено вращающийся мир.

Мысль попала в капкан. Мысль ничего не может изменить. Это катастрофа. Человек оказался на таких путях цивилизации, где его отношение к происходящему не имеет значения.

Но есть бюрократы… Это такие велосипедисты, которым все время нужно давить на педали. Я изобразил бы современную цивилизацию как тренажерный зал, в котором стоит гул от кручения педалей и сидят на тренажерах, крутя педали, бюрократы, одетые в черные трико, в котелках… В полнейшем молчании. Оставаясь на одном месте.

- Есть наблюдение, возможно, спорное, что сегодня востребован «проектный» тип человека. «Конвейерный» человек первой половины XX века и «офисный» человек второй его половины уходят в прошлое. И всё больше рекрутируется и воспитывается проектный тип.

- Проект - это будущее, которое мы осуществляем здесь и сейчас. И ценность проекта самого по себе настолько велика, что не важно, удастся ли он или нет.

Но, с другой стороны, возникла поросль «проектных людей», проект которых заключается лишь в том, чтобы заработать денег и уехать кататься на водных лыжах. Они легки в общении. Они ни на что не претендуют и не грызутся ни за что. И друг друга не «заказывают».

- Может показаться, что это портрет среднего класса.

- Но у нас не сложился этот средний класс! И не стоит сводить понятие среднего класса к болванам, которые своим бизнесом занимаются не ради бизнеса, а чтобы съездить на Гавайи. Вот заработаю и съезжу на Гавайи! А потом свою фирму аннулирую и затею что-нибудь еще.

Такой проект уничтожает будущее, не дает ему альтернативно развиваться.

Я общался с одной аудиторией, где люди решили заняться кино. Из них половина - бизнесмены. Они хотят поменять профессию, творчески развиваться. И рассказывают мне свои истории и планы. Они платят по три тысячи долларов за курсы, чтобы получить бумажку, которой потом смогут махать. И даже, может быть, сделать какой-нибудь фильмишко…

Это тоже проектные люди.

- Но не являют ли эти люди феномен вырождения проектного человека? В то время как подлинный проектный человек - это современный тип творческой личности, инноватора, работающего с дискретными по времени задачами, которые он ставит перед собой, руководствуясь своим предназначением?

- Инноватор - это постоянно проектирующее существо. Там, где проект имеет самодовлеющую ценность, там, где он перестраивает будущее... Если горизонт непрестанно открыт, никакой проект не может заслонить этот горизонт. Это открытый проект, который продолжается в других проектах… И в этом смысле он не может быть завершен, как не может быть завершена человеческая жизнь, человеческое творчество. Это - обычное состояние нормальных людей...

Я же говорю о завершенном, конечном проекте, который якобы должен приблизить Будущее - за счет его уничтожения. Который отменяет все альтернативы и решает одну примитивную задачу.

- А потом?..

- Потом другая задача. Такая же бессмысленная. Жить хорошо, потому что жить хорошо! И это основной электорат. Расползающаяся масса, которую раньше называли чернью…

На Западе это свойственно каким-то фрагментам среднего класса. Только туда входит еще дом, вторая машина, образование детям. Жизнь по локальному проекту. Люди-проектировщики, ставящие безальтернативные цели.

- Еще о целостности мира. Гуманитарные технологии есть инструмент укрепления общественной связности. Не являются ли они в силу этого одним из инструментов воссоздания целостности мира?..

- Я не занимаюсь тематикой гуманитарных технологий. Но мне они представляются способом улучшения коммуникационных возможностей в обществе. Технолог, о котором вы говорите, — это модератор, медиатор, исполненный способностей овладеть модальностью социального бытия.

Другое дело - пиарщики. Если в Америке медиакультура — это просто мыльный пузырь, который надувается рядом с устойчивыми правовыми институтами, то у нас нет таких институтов. И потому везде востребован пиарщик! Он может учить кого-то, как быть законником, как быть заключенным, как быть алкоголиком. Как быть бомжом!

- Но бомж неплатежеспособен!

- А может быть, какой-нибудь бизнес-группе важно срочно забомжевать? Рассеяться по стране! Придет пиарщик и научит их этому.

PR-деятельность - это не адвокатура и не судебно-правовая деятельность. И в какой-то мере она выглядит совершенно незаконной. Часто клиенту предлагается путь в обход или нарушение закона, ради извлечения прибыли или других преимуществ.

На Западе эта деятельность имеет юридически-правовую форму в рамках того, что называют «американской демократией», при громадной степени состязательности, когда все преимущества оспариваются публично. Здесь же PR-деятельность часто анонимна. Я никогда не видел рекламы ни одной пиарной конторы. Хотя знаю, что они существуют и процветают.

- Часто такая реклама идет по целевым каналам и не видна широкой публике.

- Думаю, что это не афишируется потому, что работа пиарщика связана с нарушениями если не юридических, то нравственных норм.

И я, как представитель общества, не охваченного активностью пиара, могу предположить, что деятельность части этих компаний анонимна в связи с неизвестным качеством работы. И с неизвестной степенью нарушений.

Естественно, никакого «белого» пиара быть просто не может! Все советники занимаются черным пиаром. Белой магии нет. Только черная! За ней всегда стоит цель, которая неприглядна. Ведь «пропиарить» недостойного кандидата - разве это не черный пиар в конечном счете? Достигнув цели, клиент опять расслабляется, и он такая же свинья, как был раньше. Вы видите разницу между состоянием наших депутатов до и после избрания?..

- Будем надеяться, что уходящий пиар сменится технологиями, развивающими связность и строящими целостности. Спасибо за беседу!

* Мы публикуем интервью Валерия Подороги со значительными сокращениями. Oбъем не позволяет привести его полностью в журнальном варианте. Полная версия беседы будет вскоре опубликована на сайте журнала «Со-Общение». - Прим. ред.

Беседовал Игорь Сид


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Новый класс: лед тронулся
Концепт
C приветом по классу, дамы и господа!
Дмитрий Петров
Наследники свободного дела
Ефим Островский
Новый класс и семантическая реконструкция страны
Александр Неклесса
В мире без утопий и антиутопий
Валерий Подорога
О возможностя развития России
Рифат Шайхутдинов
Со-общения
Со-Общения
Практика
В ожидании новых лидеров
Александр Борисов
Воодушевляющее управление
Александр Погорельский
Эволюция экспертного сообщества: от мифов к ценностям
Илья Кузьменков
Деловой разговор - 2
Сергей Михайлов
Русский язык как вид бизнеса
Александр Школьников
Они вызывают огонь на себя
Андрей Теребенин
Меж двух времен
Михаил Дубровский
Оперативный простор
Да здравствует (контр) революция!
Ефим Островский
Методология и проектирование
Сергей Зуев
Три «К»-фактора бизнес-стратегии
Андрей Кулаков
В поисках миссии
Дмитрий Шушарин
Задача со многими неизвестными
Эдуард Михневский
Заокеанские наследники бородатого Карла
Кондратий Рылеев
Посмотри в глаза бизнесу
Катерина Медведева
Слово о методе
Вера Васильева
Мир: семь размышлений в мае 2003 года
Субкоманданте Маркос


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.