Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Практика

Практическая антропология: новые форматы самоопределения


Александр Попов
кандидат философских наук, заведующий лабораторией практической антропологии РАО, директор агентства гуманитарных технологий "Депо"
aktor@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Реформа образования в России невозможна без нового подхода к обучению
Практическая антропология - это специфическое социокультурное явление современной России. Основные ее мировоззренческие положения - свободное развитие человека, его личностный рост, большая степень свободы для самоопределения. Эти ориентиры должны стать главными в современном российском образовании. В противном случае оно обречено на стагнацию.


Неадекватность российского образования

На сегодняшний день российское общество организовано крайне не антропологично - оно не для человека. Уникальный потенциал индивида не востребован, а успешность его социализации практически не зависит от прохождения им каналов формального образования. Рынок образовательных услуг также находится в весьма плачевном состоянии. Основная проблема современного российского образования - его неадекватность. Оно не выполняет свое главное предназначение - вводить человека в основные практики жизнедеятельности общества. Обучение сводится либо к предельно формализованным процедурам, либо к передаче традиционных или заимствованных идеалов. Бывает еще хуже - содержание образования замещается различными социальными мифами.

В России практически нет проектов, способных дать целостное образование, заложить мировоззренческие основы и семиотическое представление культуры, включая процедуры ее организации, и тем самым выполнить свою сверхзадачу - обеспечить существование основных социокультурных систем.

Необходимость новой реальности

Еще одна актуальная задача, российского образования - создание адекватного образа России как нового государства. После окончания "холодной" войны сценарий культурной поляризации двух супердержав исчерпал себя. Новая же стратегия развития России пока не просматривается. Какой культурно-политический сценарий будет выбран? Каким будет содержание федеральной, региональной и муниципальной культурной политики? Что станет основой духовной жизни общества? Каким будет эффект расширяющегося культурного пространства? Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Ясно одно: чем дальше страна отдаляется от постсоветской эпохи, тем более очевидным становится тот факт, что позаимствовать новую реальность ни для отдельного человека, ни для целой страны не удастся. Ее придется конструировать заново: теоретически, практически, исторически и знаково-символически.

Новые образовательные стратегии

На волне реформ в стране появились новые социальные и экономические субъекты, которые заинтересованы в создании инновационных образовательных технологий. Пока их трудно как-то однозначно классифицировать. Главное, что их объединяет - это наличие собственных стратегий позиционирования в будущем. На данный момент можно выделить четыре подобные стратегии: индивидуальные, родовые, корпоративные и стратегии госстроительства.

В Агентстве гуманитарных технологий "Депо" подготовлен пакет проектных разработок, направленных на отработку всех этих моделей. По линии корпоративного заказа - это проект с НК "ЮКОС" по созданию современной корпоративной идеологии развития. В рамках родовых стратегий - ряд эксклюзивных проектов, в том числе зарубежных. Например, проект "Сравнительный анализ духовной истории России и Франции". В числе "госстроительных" проектов - сотрудничество с администрацией Красноярского края по созданию региональной системы открытого образования (Программа "Поколение-XXI: развитие человеческого потенциала"), госконтракт с Минобразования РФ на реализацию программы "Открытое гуманитарно-управленческое образование юношей как модель модульной организации современного образования". Что касается индивидуальных образовательных проектов, то они воплощаются в рамках работ со стажерами агентства "Депо", в ходе которых фактически реализуются элитные стратегии на вхождение в будущее.

Введение в антропопрактики

Как полагают эксперты Агентства гуманитарных технологий, новым ядром образовательных институтов должны быть так называемые антропологические практики (антропопрактики). Это различные мыслительные, проектные практики работы с человеком, которые ориентированы на его развитие. Они основаны на представлении о трех модусах существования мира - необходимости, действительности и возможности [1].

Модус необходимости предполагает антропопрактики институциализации. Усваивая те или иные социальные традиции, человек строит свое отношение к социальным формам организации мира. Французский философ Мишель Фуко, говоря о том, что современный европейский человек является результатом практик диетики, эротики и экономики, имел в виду именно этот тип антропопрактик. В рамках антропопрактики институциализации возникает потребность в различных процедурах формализации. Конечный эффект их реализации - формирование у человека институционального сознания и поведения.

Модусу действительности соответствуют антропопрактики актуализации. С их помощью человек выстраивает свое отношение к деятельностным формам организации мира. Благодаря этому мир становится актуальным, значимым для человека. Человек может формировать и переделывать его по своему усмотрению.

Модусу возможности свойственны антропопрактики самоопределения. Их ключевая задача - формирование отношения человека к практической организации мира. Их использование помогает облегчить вхождение человека в проблемно-организованный мир. В итоге человек учится видеть, какие свои возможности он может реализовать в этом мире.

Проектирование новых образовательных институтов должно осуществляться через выделение одного из типов антропопрактик как базового и наполнение его современным содержанием. Этот выбор предполагает необходимость поиска ответа на один из трех вопросов:

1. Развитие каких социальных институтов наиболее актуально на сегодняшний день?

2. Какие пространства жизнедеятельности важны для человека?

3. Как задаются границы "возможного" (потенциального) для современного человека?

Например, группа "Депо" специализируется на третьем типе антропопрактик, так как именно самоопределение становится новой идеологией современного поколения [2]. Это направление работы реализуется, в частности, в рамках ежегодного проекта "Антропологический форум поколений "Дети Декабря"". В 2002-м году предполагается обсуждение темы "Практическая история".

Такой подход к пониманию задач современных образовательных институтов вряд ли поддержат многие из существующих учреждений. С другой стороны - новые нетрадиционные, образовательные направления (например Школа Культурной Политики П.Г. Щедровицкого) получат возможность легитимизировать в обществе свое положение.

Гуманитарно-технологические решения

На данный момент есть много желающих занять свое место на российском рынке образования. Однако быть субъектами образовательной политики могут лишь те, кто рассматривает образование как фактор общественного развития, как механизм конструирования будущего - а таких единицы. Новые образовательные направления могут складываться только вокруг проектно-инновационных групп. Если в начале 90-х годов это были группы, способные разрабатывать инновационные образовательные идеологии, то сегодня требования значительно возросли. В лидеры могут выбиться те команды, которые готовы:

1) к гуманитарно-технологическим разработкам;

2) к их экспериментальной реализации;

3) к созданию соответствующих рынков.

Все эти условия являются необходимыми этапами в создании современных образовательных институтов. Причем если пропустить хотя бы один из них (например просто заимствовать западные образовательные технологии), это не позволит создать устойчивый социокультурный прототип, основой которого может стать новая образовательная технология.

К сожалению, сейчас под этим термином понимают все, что угодно - внешние действия, оригинальные приемы и методики. Как писал тот же М. Фуко, таким трактовкам можно противопоставить философический, то есть безмолвный смех культуры. Гуманитарные технологии есть конгломерат нескольких слоев организации мышления и деятельности: онтологического, методологического, эпистемологического, методического, эмпирико-алгоритмического.

Группа "Депо" вместо традиционных образовательных методик, построенных по принципу последовательности, использует так называемые "политетические" практики. Они предполагают вхождение человека в целостно организованный мир через определение смысла своего бытия (античная традиция), осуществление целеполагания и снятие границ деятельности (немецкая классическая традиция), расширение рамок, определяющих поле возможностей человека (системо-мыследеятельностная традиция).

Таким образом, технология введения человека в пространство практики основана не на традиционном освоении понятий как элементов знания, а на включении его в процессы перемасштабирования и переформатирования собственной жизнедеятельности.

Основные заказчики таких технологий - те, кто осмысляет себя в качестве субъектов организации целостных социокультурных систем. Это могут быть директора эксклюзивных школ, формулирующие заказ на разработку новых учебных курсов и профилей старшей школы; ректоры университетов, ставящие задачу создания факультетов нового поколения; представители корпораций, заинтересованные в актуализации коллективного ресурса развития; главы администраций территорий, рассматривающие интенсивное образование как форму повышения социальной активности; политики, создающие кадровые площадки в форме политических школ; родители, возрождающие историю родовых традиций.

Разработка подобных технологий и их проектная реализация возможна, прежде всего, в российском контексте, поскольку концептуально эти технологии опираются на достижения российских гуманитарных школ, в первую очередь, на мыследеятельностное (Г.П. Щедровицкий) и феноменологическое (М.К. Мамардашвили) направление отечественной философии.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.